Система работы зам. директора по ВР
В своей профессиональной деятельности заместитель директора по ВР имеет широкий спектр функциональных обязанностей. Условно их можно разделить на три группы:
- Административные,
- Методические,
- Организаторские
Административная функция
|
Организаторская функция
|
Методическая функция
|
|
|
|
При составлении плана необходимо учитывать следующие направления деятельности:
При планировании ВР необходимо учитывать:
- результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;
- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по ВР;
- передовой опыт города;
- возможности и интересы родителей, общественности;
- воспитательный потенциал социального окружения школы;
- традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью страны, города;
- события, факты, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы;
- мероприятия, планируемые детскими организациями города;
- предложения администрации школы, Совета школы, учителей, учащихся, родителей.
О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338
"Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц"
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 декабря 2013 года № 512.
Должностные обязанности заместителя директора по ВР:
Заместитель директора организации образования по воспитательной работе
(начального, основного среднего и общего среднего)
Должностные обязанности: Обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса, создание программы воспитания учащихся, новые подходы по их реализации. Анализирует проблемы воспитательного процесса, результаты воспитательной работы, состояние и перспективные возможности в области воспитательной работы. Организует текущее и перспективное планирование воспитательной работы. Осуществляет планирование и контроль деятельности старших вожатых, воспитателей групп продленного дня (ГПД), классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла. Координирует работу по разработке необходимой методической документации по воспитательной работе, по подготовке и проведению культурно-воспитательных мероприятий; осуществляет систематический контроль за качеством содержания и проведения воспитательного процесса, проводимого педагогическими работниками. Осуществляет контроль за индивидуальной воспитательной работой с детьми с девиантным поведением. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, занятых воспитательной работой. Координирует взаимодействие представителей администрации, служб и подразделений учебного заведения, обеспечивающих воспитательный процесс с представителями общественности и правоохранительных органов, родителями и родительским комитетом организации образования. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся. Обеспечивает безопасность используемых в воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств. Владеет компьютерной грамотностью, информационно-коммуникационной компетентностью.
Обеспечивает качественное и своевременное составление, достоверность и сдачу в установленном порядке отчетной документации.
Должен знать:
- Конституцию Республики Казахстан,
- Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»,
- Закон РК «Об образовании»,
- «О языках в Республике Казахстан»,
- «О правах ребенка в Республике Казахстан»,
- «О борьбе с коррупцией»,
- «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»,
- «О специальных социальных услугах»,
- «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,
- «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности»
Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана:
- "НҰРЛЫ ЖОЛ – ПУТЬ В БУДУЩЕЕ" (ноябрь 2014 г.)
- «КАЗАХСТАНСКИЙ ПУТЬ - 2050: ЕДИНАЯ ЦЕЛЬ, ЕДИНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ" (январь 2014 г.)
- «СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН-2050»: НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС СОСТОЯВШЕГОСЯ ГОСУДАРСТВА» (декабрь 2012 г.)
- «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ – ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА» (январь 2012 г.)
- «ПОСТРОИМ БУДУЩЕЕ ВМЕСТЕ» (январь 2011 г.)
- «НОВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ – НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАЗАХСТАНА» (январь 2010 г.)
и другие нормативные правовые акты, определяющие направления и перспективы развития образования, основы педагогики и психологии; государственные общеобязательные стандарты образования, педагогику, педагогическую психологию, достижения педагогической науки и практики, основы экономики, финансово-хозяйственной деятельности, законодательства о труде, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарные правила и нормы.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование или по профилю и стаж педагогической работы не менее 5 лет.
Дожностные обязанности социального педагога:
Должностные обязанности. Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и воспитанников и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем ребенка, принимает меры по социальной защите и социальной помощи в реализации прав и свобод личности обучающихся, воспитанников, детей. Выступает посредником между обучающимися, воспитанниками, детьми и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Осуществляет комплекс мер по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся (воспитанников) в организациях образования и по месту жительства, обеспечивающих адаптацию личности к жизни в обществе. Координирует работу по патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, имущественными и неимущественными правами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, инвалидов с детства. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся (воспитанников) во внеурочное время. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. Обеспечивает связь между ребенком и государственными, общественными организациями и социальными службами. Взаимодействует с учителями, родителями и иными законными представителями. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных учебных программ в организации образования. Владеет компьютерной грамотностью, информационно-коммуникационной компетентностью.
Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», Законы Республики Казахстан Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах», О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности», «О борьбе с коррупцией», «О языках в Республике Казахстан», и другие нормативные правовые акты по вопросам образования; основы социальной политики; общую и социальную педагогику; педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы валеологии и социальной гигиены; социально-педагогические и диагностические методики; методику воспитательной работы, основные направления развития педагогической науки; анализ и программирование социально-педагогической работы; основы законодательства о труде; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; санитарные правила и нормы.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование.
Требования к квалификации:
специалист высшего уровня квалификации без категории: высшее педагогическое образование.
Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:
специалист высшего уровня квалификации второй категории:
- должен отвечать общим требованиям, предъявляемым социальному педагогу высшего уровня квалификации без категории, кроме того: изучать передовой опыт, применять его на практике, иметь навыки анализа учебно-воспитательной работы, принимать участие в работе методических объединений организации образования.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование, стаж работы в должности социального педагога не менее 3 лет;
специалист высшего уровня квалификации первой категории:
- должен отвечать требованиям, предъявляемым социальному педагогу высшего уровня квалификации второй категории, кроме того: владеть методами анализа воспитательной работы, уметь руководить творческими семинарами, внедрять передовой опыт.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование, стаж работы в должности социального педагога не менее 4 лет.
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
- должен отвечать требованиям, предъявляемым социальному педагогу высшего уровня квалификации первой категории, кроме того: владеть методами опытно-экспериментальной работы, разрабатывать новые социально-педагогические программы, педагогические технологии, вести работу по их апробации; руководить работой творческих групп по разработке актуальных проблем социальной педагогики.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование, стаж работы в должности социального педагога не менее 5 лет.
Дожностные обязанности вожатой:
Должностные обязанности. Способствует развитию деятельности детских общественных организаций, объединений. Помогает детям и подросткам в планировании деятельности их объединений, организаций, способствует обновлению содержания и форм их деятельности. Строит работу с учетом инициативы, возрастных интересов и потребности детей и подростков. Организует коллективно-творческую деятельность. Обеспечивает условия для широкого информирования детей и подростков о действующих организациях, объединениях. Создает благоприятные условия, позволяющие детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Проводит культурно-массовую, патриотическую работу в организации образования, оказывает классным руководителям содействие в организации воспитательной работы, познавательного досуга детей. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся, воспитанников, детей. Организует их отдых в период каникул. Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками.
Проводит работу по подбору и подготовке руководителей (организаторов) первичных коллективов детских организаций, объединений.
Работает в тесном контакте с органами самоуправления и педагогическим коллективом организации образования, общественными организациями, родителями обучающихся или лицами, их заменяющими. Владеет компьютерной грамотностью, информационно-коммуникационной компетентностью.
Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О борьбе с коррупцией», «О языках в Республике Казахстан», и другие нормативные правовые акты по вопросам образования, возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену, закономерности и тенденцию развития детского движения, индивидуальные особенности и возрастные особенности обучающихся, воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, досуговой деятельности, отдыха, развлечений, основы законодательства о труде; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; санитарные правила и нормы.
Требования к квалификации:
- специалист высшего уровня квалификации без категории: высшее педагогическое образование;
- специалист среднего уровня квалификации без категории: техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование.
Требования к квалификации с определением обязанностей для получения соответствующей категории:
специалист высшего уровня квалификации второй категории:
- должен отвечать общим требованиям, предъявляемым вожатым высшего уровня квалификации без категории; кроме того: уметь самостоятельно организовывать индивидуальную и групповую работу с детьми.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности вожатого не менее 3 лет;
специалист высшего уровня квалификации первой категории:
- должен отвечать требованиям, предъявляемым вожатым высшего уровня квалификации второй категории; кроме того: владеть организационными формами диагностической работы с детьми, иметь навыки исследовательской работы по проблемам воспитания детей и подростков, владеть методиками анализа проводимых воспитательных мероприятий, использовать передовой педагогической опыт в своей работе.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности старшего вожатого не менее 4 лет;
специалист высшего уровня квалификации высшей категории:
- должен отвечать требованиям, предъявляемым вожатому высшего уровня квалификации первой категории; кроме того: владеть технологиями анализа организационно-методической деятельности.
Требования к квалификации: высшее педагогическое образование и стаж работы в должности вожатого не менее 4 лет;
старший специалист среднего уровня квалификации второй категории:
- должен отвечать общим требованиям, предъявляемым вожатому среднего уровня квалификации без категории; кроме того: уметь самостоятельно разрабатывать рекомендации по организации индивидуальной работы с детьми.
Требования к квалификации: техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование и опыт работы в должности вожатого не менее 3 лет;
старший специалист среднего уровня квалификации первой категории:
- должен отвечать общим требованиям, предъявляемым вожатому среднего уровня квалификации второй категории; кроме того: владеть организационными формами диагностической работы с детьми, иметь навыки исследовательской работы по проблемам воспитания детей и подростков, владеть методиками анализа проводимых воспитательных мероприятий;
Требования к квалификации: техническое и профессиональное, послесреднее педагогическое образование и опыт работы в должности вожатого не менее 4 лет;
старший специалист среднего уровня квалификации высшей категории:
- должен отвечать общим требованиям, предъявляемым вожатому среднего уровня квалификации первой категории, кроме того: владеть методиками анализа организационно-методической деятельности, использовать передовой педагогический опыт в своей работе.
Требования к квалификации: техническое и профессиональное, послесреднее образование по профилю и опыт работы в должности вожатого не менее 5 лет.
Перечень документов, рекомендуемых для оформления деятельности заместителя директора по воспитательной работе (ВР)
№ |
Направление деятельности
|
Содержание |
1. |
Нормативно-правовые документы |
Международные документы, Законы РК, указы Президента РК, постановления правительства РК, концепции и программы, приказы, постановления коллегии МОН РК, положения, методические рекомендации, региональные положения, программы |
2. |
Концепция системы ВР или комплексная программа |
Комплексные и целевые воспитательные программы и проекты определяют основные направления воспитательной деятельности, определяется конечный результат – образ (модель) выпускника. Программы могут быть разработаны на год или на несколько лет |
3. |
Планирование ВР |
Перспективный план ВР на год по направлениям (по разделам)
В приложении к годовому плану, исходя из задач деятельности школы, также могут быть планы по различным направлениям воспитания обучающихся и другая планирующая документация в соответствии со спецификой учебного заведения |
4. |
ВШК за воспитательным процессом |
Аналитический материал по итогам ВШК:
|
Направления ВР |
||
5. |
Нравственно-правовое воспитание, профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних |
Комплексная программа школы по нравственно-правовому воспитанию (3–5 лет)
|
6. |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Документы, регламентирующие работу по гражданско-патриотическому воспитанию:
|
7. |
Пропаганда государственных символов |
Документы, регламентирующие работу по пропаганде государственных символов:
|
8. |
Формирование у учащихся навыков ЗОЖ, ответственного и безопасного поведения |
Документы, регламентирующие работу по формированию навыков ЗОЖ:
|
9. |
Культурно-досуговая деятельность |
|
10. |
Семейное воспитание |
Приказ о создании попечительского совета школы
|
11. |
Школьное самоуправление |
Комплексная программа деятельности детского объединения, содружества, организации, совета старшеклассников:
|
12. |
Социально-психологическая служба школы |
Годовой план психолога школы
|
13. |
МО классных руководителей |
|
14. |
Профилактика религиозного экстремизма |
Документы, регламентирующие работу по профилактике религиозного экстремизма:
|
15. |
Трудовое и профессиональное воспитание |
|
16. |
Папка достижений школы по ВР |
|